Адрес муниципального автономного общеобразовательного учреждения  «Средняя общеобразовательная школа № 36»:   г. Тамбов, ул. Чичерина 30 «А», тел./факс: 8(4752) 510444, 8(4752)513181, тел.  8(4752) 510000, E-mail: tschool36@yandex.ru

Работа областной опытно-экспериментальной площадки: «Новая модель профессионального образования «Школа-колледж – предприятие»

(приказ управления образования и науки Тамбовской области от 26.10.09 г. №2915)

Согласно приказу управления образования и науки Тамбовской области от 26.10.2009 года №2915 была открыта областная опытно-экспериментальная площадка: «Новая модель профессионального образования «Школа-колледж – предприятие» Целью организации обучения является максимальное раскрытие индивидуальных способностей, формирование профессионально и социально компетентной, мобильной личности, умеющей делать профессиональный и социальный выбор, нести за него ответственность, выстраивать индивидуальную образовательную траекторию.

Основа модели профильного параллельного обучения по модели колледж-класса состоит в организации единого образовательного пространства на основе интеграции содержания среднего (полного) общего и среднего профессионального образования путем сетевого взаимодействия МАОУ СОШ №36» и ТОГОУ СПО «Приборостроительный колледж»

При взаимодействии решаются следующие задачи: уменьшение нагрузки обучающихся (использование часов вариативной части учебного плана, предназначенных для профессиональной ориентации для получения дополнительного профильного параллельного образования); предоставление МАОУ СОШ №36» и ТОГОУ СПО «Приборостроительный колледж» квалифицированных специалистов для реализации программы предпрофильной подготовки и профильного обучения. Данная модель образовательной деятельности по своим свойствам наиболее соответствует понятию «кластер», а именно образовательный кластер «Школа-колледж-предприятие».

Кластерный подход, ранее применяемый в исследованиях проблем конкурентоспособности, в настоящее время все чаще используется как основа стимулирования инновационной деятельности, в том числе, в образовании. Считается, что кластерный подход в сфере образования может принципиальным образом изменить содержание кадровой политики школы. В этом случае усилия администрации направляются не на поддержку отдельных направлений, а на развитие взаимоотношений между системой образования и производственным сектором.

Для создания образовательной среды в школе создана нормативно-правовая база: изданы приказы об открытии колледж-класса, о создании Координационного совета, в который входят представители от школы, приборостроительного колледжа, работодателя, родительской общественности и ШУСа, внесены изменения в образовательную программу, раработаны Положение о колледж-классе, договоры (2-х, 3-х сторонние), используется Положение о форме, порядке проведения промежуточной аттестации обучающихся, Положение о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин, реализующих программы общего образования. Нормативной основой реализации целей этого проекта является учебный план, при конструировании которого необходимо придерживаться принципа вариативности, с учётом того, что в школе нет специалистов с технологической специализацией.

В ходе эксперимента разработаны рабочие программы базовых, профильных предметов инвариантной части и предметов вариативной части учебного плана, рабочие программы на основе интеграции содержания среднего (полного) общего и среднего профессионального образования путем сетевого взаимодействия с ТОГОУ СПО «Приборостроительный колледж», идёт разработка методических рекомендаций для педагогических работников, обеспечивающих и реализующих работу колледж-класса. Организаван образовательный процесс: базовые предметы и профильная математика преподают учителя нашей школы, имеющие первую и высшую квалификационные категории (24 часа), предмет образовательной области «Информатика и ИКТ», «Основы алгоритмизации и программирования», «Операционные системы и среды» и элективные предметы - преподаватели приборостроительного колледжа, имеющие первую и высшую квалификационные категории (12 часов). Составлено расписание – четыре дня обучающиеся учатся в школе по шесть уроков, а два дня - в приборостроительном колледже по три пары, т. е. превышение предельно-допустимой недельной нагрузки нет. Все кабинеты, в которых обучаются учащиеся этого класса, отвечают требованиям к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования.

В течение этого года проводился мониторинг эффективности реализации модели «колледж-класс»:

В соответствии с планом работы управления образования и науки области на 2010 год, с целью создания условий для реализации регионального проекта «Профильное параллельное обучение на основании договоров с учреждениями начального и среднего профессионального образования (колледж – классов)» 19 февраля 2010 года был проведён областной семинар «Организация деятельности классов профильного параллельного обучения на основании договоров с учреждениями начального и среднего профессионального образования (колледж–классов)» по следующему плану:

На конец учебного года были следующие результаты: 32 обучающихся перешли в 11-ый класс, из них с одной четвёркой закончили два человека, с двумя – один, все они стали претендентами на серебряные медали. На «4 и 5» закончили девять человек. В течение года колледж-класс показал себя, как дружный коллектив. Обучающиеся участвовали в различных конкурсах, в том числе, и в городском конкурсе "Лучший ученический класс 2010". Организованный, таким образом, эксперимент позволяет обучающимся не только углубить знания о современных технологиях, вовлечь в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они учатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы, компьютерные навыки, межличностное общение, достижение цели, восприятие, адаптированность к новому, но и получить представление по одной из рабочих профессий. Они могут более осознанно выстраивать траекторию получения дальнейшего профессионального образования, а также в какой-то степени решать свои материальные проблемы.