Адрес муниципального автономного общеобразовательного учреждения  «Средняя общеобразовательная школа № 36»:   г. Тамбов, ул. Чичерина 30 «А», тел./факс: 8(4752) 510444, 8(4752)513181, тел.  8(4752) 510000, E-mail: tschool36@yandex.ru

Педсовет «Требования ФГОС нового поколения к результатам освоения основных общеобразовательных программ»

В каникулы в школе прошел педагогический совет «Требования ФГОС нового поколения к результатам освоения основных общеобразовательных программ».

Цель педагогического совета: обеспечить оптимальное вхождение педагогического коллектива школы в систему ценностей современного образования через принятие идеологии ФГОС общего образования.

Задачи педагогического совета: обсуждение требования ФГОС основного общего образования,  системы  воспитательного аспекта урочной и внеурочной  деятельности в содержании основного общего образования.

В работе педагогического совета приняли участие: кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии института социальных технологий ТГУ им.Державина Левина Наталия Александровнаначальник ОПДН УМВД России по городу Тамбову майор полиции Маркина Анжела Анатольевна, начальник ОПДН УМВД России по Тамбовской области подполковник полиции Дерюгина Людмила Юрьевна.

(Извлечения из доклада заместителя директора по УВР Поликарповой Елены Николаевны):

Стандартом устанавливаются взаимосвязанные требования к результатам освоения, структуре и условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования.

Это позволяет:

-одновременно предусмотреть в Стандарте как результаты общего образования, так и наиболее общие направления современного образовательного процесса, а также условия его осуществления;

-обозначить условия эффективного нормативного правового регулирования общего образования;

-превратить Стандарт в важнейшее средство обеспечения системного развития общего образования.

Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования являются ключевой составляющей Стандарта, которые в предлагаемой редакции существенно расширяют представление об образовательных результатах и ориентируют не только на нормирование предметных результатов, но и на достижение метапредметных и личностных результатов. Эти требования сформулированы на основе обобщения и согласования ожидаемых перспектив и запросов личности, семьи, общества и государства к сфере образования. Они представляют собой конкретизированные и операционализированные цели образования.

Основным образовательным результатом в этой парадигме является достижение стратегической цели российского образования – воспитание успешного поколения граждан страны, владеющих адекватными времени знаниями, навыками и компетенциями, на идеалах демократии и правового государства, в соответствии с национальными и общечеловеческими ценностными установками.

Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в Стандарте второго поколения определены результаты воспитания: чувство гражданской идентичности, патриотизм,  учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность и многое другое. В основе Стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России.

Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ (как основной, системообразующий компонент образовательного стандарта) должны быть ориентированы на реализацию основных функций стандартов в образовательном процессе – функции обеспечения доступности качественного образования, формирования культурной идентичности, функции обеспечения объективности оценивания результатов образования, нормализации учебной нагрузки обучающихся, обеспечения процесса демократизации управления образованием, сохранения единого образовательного пространства.

Эти функции стандарта реализуются не только в содержании требований к образовательным результатам, но в содержании всего комплекса документов, составляющих содержания стандарта общего образования.

Результаты освоения образовательных программ выделяются и представляются в стандарте на основе деятельностного подхода.   Соответственно – и обучение может быть. успешным лишь при условии опоры на ориентировочную основу действия.

Требования к результатам освоения   основных образовательных программ (предметные, метапредметные) получат конкретизацию в примерных программах по каждому предмету, в программе формирования универсальных учебных действий.

Совокупность требований к результатам освоения основных общеобразовательных программ, направленных на индивидуальную оценку учебных достижений школьника, является основой для определения условий выдачи документов о достигнутых уровнях образования. Указанная совокупность требований должна обеспечить возможность:

· оптимизировать соотношения инвариантного и вариативного компонентов в содержании образования;

· осваивать обучающимся различные предметы на разном уровне в зависимости от их интересов, образовательных и жизненных планов;

· перейти к критериально-ориентированной оценке достижения требований стандарта, что значительно повысит уровень объективности оценки учебных достижений.

Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ включают в себя:

· Общие требования к результатам образования;

· Требования к результатам начального общего образования;

· Требования к результатам основного общего образования;

· Требования к результатам полного среднего общего образования.

Вариативные требования могут относиться к результатам, возможность достижения которых гарантируется образовательным учреждением и которые должны выявляться при аттестации образовательного учреждения.

Инвариантные требования к результатам образования, которые должны быть объектом оценки при итоговой аттестации выпускников учреждений общего образования, отражают уровень подготовки выпускников, достаточный для продолжения образования и их социализации.

Планируемые результаты образования должны быть сформулированы в основных образовательных программах и образовательных программах общеобразовательных учреждений. Образовательные программы общеобразовательных учреждений включают в себя программы по учебным предметам, надпредметные программы, другие виды учебных программ.

Система оценивания образовательных достижений учащихся должна способствовать реализации права учащихся на выбор образовательного маршрута и стимулировать образовательные достижения учащихся.  В связи с этим при итоговой аттестации учащихся необходимо фиксировать уровень подготовки учащихся с точки зрения его достаточности для продолжения образования и социализации личности и фиксировать достижения учащихся, превышающих данный уровень.

Федеральный государственный образовательный стандарт - это совокупность трех систем требований:

- требований к результату освоения основной образовательной программы основного общего образования,

- требований к структуре основных образовательных программ (то, как школа выстраивает свою образовательную деятельность),

- требований к условиям реализации стандарта (кадры, финансы, материально-техническая база, информационное сопровождение и пр.).

Все требования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на 2 ступени, включая образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями и инвалидов. Так же стандарт разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов РФ.

В прениях выступили педагоги: Черняк Н. А. (учитель математики),  Вихляева С. Н. (учитель русского языка), Байбакова В. М. (учитель географии).