Адрес муниципального автономного общеобразовательного учреждения  «Средняя общеобразовательная школа № 36»:   г. Тамбов, ул. Чичерина 30 «А», тел./факс: 8(4752) 510444, 8(4752)513181, тел.  8(4752) 510000, E-mail: tschool36@yandex.ru

Методические рекомендации к проведению Урока Знаний 1 сентября 2014

 

Методические рекомендации

к проведению тематического урока 1 сентября 2014 года

Ежегодно в рамках Дня знаний в школах России проводится тематический урок, который посвящается памятным датам российской истории и культуры.

Первый урок в новом учебном году должен быть особенным. Он объединяет учащихся после летних каникул, он эмоционально насыщен, у него большой воспитательно-мотивационный потенциал. На этом уроке учащиеся не столько получают информацию о памятных датах истории и культуры, а ведут нравственно-этические беседы и дискуссии.

Цель тематического урока - духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся, усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей российского общества.

В 2014 году Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России рекомендует в рамках Дня знаний провести тематические уроки посвященные:

Году культуры в Российской Федерации (в 5-6 классах);

Вхождению Крыма и Севастополя в состав Российской Федерации (в 9-10 классах);

10-й годовщине трагических событий в городе Беслане (в 7-8 классах).

По инициативе Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка П.А. Астахова рекомендуется в сентябре 2014 года провести в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях урок на тему «Моя малая Родина» с участием многодетных семей известных и авторитетных людей, почётных граждан (в 1-4 классах).

В школах нашей области сложилась практика определять тематику первого урока Дня знаний в соответствии с тем, какой год поводится в регионе.

По инициативе Избирательной комиссии Тамбовской области 2014 год объявлен Годом молодого избирателя. В течение этого года молодёжь Тамбовской области принимает участие в мероприятиях, организованных при содействии представителей органов законодательной и исполнительной власти области, региональных отделений политических партий, общественных объединений, молодежных организаций. Поэтому первый урок в школах может быть посвящён Году молодого избирателя (в 11 классах).

Общеобразовательные организации могут выбрать тематику первого урока Дня знаний из предложенных Департаментом государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России, посвятить данный урок Году молодого избирателя, или интегрировать несколько тем в одну.

Такую возможность дает более широкое понимание проблемы выбора, т.е. не только выборы органов государственной власти или органов ученического самоуправления в школе, но и выбор каждого человека на всех возрастных ступенях в повседневных и судьбоносных вопросах. В жизни человеку всегда приходится выбирать. В детстве в магазине мы выбираем ту игрушку, которая нам нравиться. Когда мы подрастаем и уже умеем читать, можем выбрать какую книгу прочесть. В более зрелом возрасте человек выбирает между добром и злом, между «хочу» и «должен», выбирает место учебы, работы и так далее. И выбор всегда имеет огромное значение, потому, что от правильно сделанного выбора зависит жизнь человека, его судьба. Роберт Рождественский писал: «У каждого человека есть свобода выбора. И выбор этот должен быть разумен. Выбор существует ежедневно, сиюминутно. Равный по своей серьёзности, неодинаковой по своим последствиям. Шагнуть или не шагнуть? Промолчать или ответить? Стерпеть или не стерпеть? Превозмочь или отступить? Да или нет? Куда пойти учиться? Как жить? Что делать?».

Проблема выбора может быть отражена и при обсуждении темы 250-летия со дня основания Эрмитажа – частная коллекция Екатерины II была открыта для публичного посещения, а это выбор формы пользования мировыми шедеврами.

700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского - особенная дата для обсуждения человеческого выбора жизненного пути и служения.

Вхождение Крыма и Севастополя в состав Российской Федерации – это юридически и процессуально оформленный выбор народа своей дальнейшей истории.

100-летие начала Первой мировой войны и 10-я годовщина трагических событий в г. Беслане - нравственный выбор путей достижения политических целей. В рамках данных уроков ключевым должно стать доказательство важности определения основополагающих нравственных ценностей для выбора жизненной стратегии.

Таким образом, педагогические коллективы школ могут определить одну тему для первого урока во всей школе или несколько тем, исходя из возрастных особенностей учащихся.

Содержание урока, форма его проведения для каждого класса определяются индивидуально, так как зависят от многих факторов:

- возрастных особенностей класса;

- традиций школы и класса;

- культурно-образовательных ресурсов социума;

- степени вовлеченности учащихся в общественную жизнь.

К уроку, или в ходе его учащиеся могут выполнить различные творческие задания. К проведению данного урока, в зависимости от его темы, могут быть привлечены специалисты музеев, культурно-образовательных комплексов и других учреждений.

При выборе формы проведения и расстановки некоторых акцентов в уроке классные руководители, учителя начальных классов могут использовать данные рекомендации.

1-4 классы.

В начальном звене традиционно используются нравственно-этические беседы и игровые формы проведения урока, т.к. именно они в наибольшей степени вызывают соответствующие эмоции у младших школьников.

5-7 классы.

В этих классах наиболее эффективной формой организации деятельности является работа в группах, экскурсии, нравственно-этические беседы с интересными детьми.

8-9 классы.

В 8-9 классах раскрытие темы может проходить в форме диспутов, дискуссионных площадок, круглых столов, интерактивных игр, встреч с интересными людьми.

10-11 классы

Для старшеклассников этот урок обязательно проводится в дискуссионной форме.


Материал для проведения тематических уроков размещены по следующим адресам:

http://www.apkpro.ru/conten/blogcategory/34/113/ - методические рекомендации по проведению тематических уроков предложенных Департаментом государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России, сайт Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, раздел «Рекомендации»;

http://ipk.68edu.ru/proect/orkce/495-orkse.html - методические рекомендации «Сергий Радонежский – Игумен Земли Русской».

http://dopobr.68edu.ru/ - методические рекомендации к проведению тематического урока «Моя судьба – мой выбор», посвященного Году молодого избирателя в Тамбовской области

http://cosmoforum.ucoz.ru/forum/19-522-2 - материалы для нравственно-этических бесед.


Методические рекомендации

по организации занятия/урока на тему «Моя малая Родина» в дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях

Тамбовской области 1 сентября 2014 года

Методические рекомендации разработаны с целью оказания помощи педагогам при подготовке, организации и проведении 1 сентября 2014 года в дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях Тамбовской области занятий/уроков на тему «Моя малая Родина».

При подготовке, организации и проведении занятий/уроков рекомендуем педагогам учитывать специфику района/села/города. Например, наличие известного исторического объекта, уникального архитектурного сооружения, необычного памятника, спортивных площадок, парков, музыкальной школы и др. Важно учесть, что этот объект (объекты) может являться частью не только района/села/города, но и всей Тамбовской области, а значит влиять на спортивную, экологическую, производственную составляющие региона.

Занятие/урок может проводиться под девизом «Узнаю свой район/село/город – познаю Тамбовщину». Ниже приведены примерные темы, которые могут служить ориентиром при выборе направления деятельности с дошкольниками или обучающимися. В третьей колонке Таблицы №1 вы можете вписать название объекта своего района/села/города, чтобы в дальнейшем определиться с темой и содержанием занятия.

Таблица №1

№ п/п

Тема

Название объекта в районе/селе/городе

1.

Тамбовщина историческая

...

2.

Маршруты Тамбовщины

...

3.

Парки и усадьбы Тамбовщины

...

4.

Тамбовщина спортивная

Стадионы

Бассейны

Катки

Дворцы спорта и др.

5.

История моей улицы

...

6.

Тамбовщина — центр искусства и культуры

Театры

Концертные залы

Дворцы творчества

Выставки и др.

7.

Тамбовщина литературная

...

8.

Тамбовщина — для всех жителей

Детские площадки

Детские театры

Клубы по интересам

Безбарьерная среда

9.

Тамбовщина многонациональная

Культурные центры и т.д.

10.

Тамбовщина — центр образования и науки

Лектории

Познавательные клубы при библиотеках

Клубы юных (физиков, химиков, историков и т.д.)

Школьные музеи

Университеты и т.д.

11.

Музеи Тамбовщины

...

12.

Предприятия, заводы, фабрики

...

13.

...

...

На подготовительном этапе педагоги:

1) определяют тему занятия;

2) собирают необходимую и актуальную по теме информацию;

3) определяют ключевые слова, понятия, которые составят основное содержание занятия, с учетом возраста детей, специфики образовательной организации, возможности приглашения известных и авторитетных людей, почетных граждан города;

4) определяют основной вид деятельности обучающихся на занятии:

игровая;

познавательная;

исследовательская;

проектная;

художественная (продуктивная);

спортивно-оздоровительная;

коммуникативная;

социальная;

творческая…

5) составляют сценарный план занятия.

Основной этап – проведение занятия 1 сентября 2014 года.

Примерная структура занятия:

I. Мотивация деятельности.

Форма проведения: встреча с известными, авторитетными людьми, почетными гражданами, ветеранами, многодетными семьями; просмотр видеообращения, видеоролика и пр.; введение в игровую ситуацию…

II. Постановка учебной задачи (для обучающихся), создание игровой ситуации (для воспитанников дошкольных организаций).

III. Учебные действия (для обучающихся) или организация образовательной деятельности (для воспитанников дошкольных организаций).

Форма организации: индивидуальная, парная, групповая.

IV. Контроль и оценка/самоконтроль и самооценка (для обучающихся) или подведение итогов (для воспитанников дошкольных организаций).

Результатом занятия могут быть спланированные или скорректированные мероприятия плана воспитательной работы (проекты, акции, флэшмобы, социологические опросы, репортажи, видеосюжеты и т.д.)

Например, проекты:

составление «Карты моего района/села/города» (информационная, экологическая, спортивная, для молодой семьи и пр.) для распространения среди жителей, размещения на сайтах образовательной организации, администрации;

составление «Маршрута для гостей района/села/города (пешеходный, велосипедный, автобусный);

проекты, которые отражают специфику образования в старшей школе (социологический опрос, репортаж, эксперименты, исследования, лабораторные работы и т.д.)

Акции:

экологические,

социальные,

информационные,

здоровьесберегающие,

агитационные и пр.

Социологический опрос (в школе родителей, педагогов; на улице жителей района/села/города) с целью благоустройства, помощи нуждающимся.

Репортаж/интервью/видеосюжет (в школе с родителями, педагогами; на улице с жителями района/села/города; в учреждениях/организациях района с работниками, служащими; с выпускниками школы).

На заключительном этапе информация о проведении занятия на тему «Моя малая Родина» может быть размещена на сайте образовательной организации.

 

- Все методические рекомендации