Адрес муниципального автономного общеобразовательного учреждения  «Средняя общеобразовательная школа № 36»:   г. Тамбов, ул. Чичерина 30 «А», тел./факс: 8(4752) 510444, 8(4752)513181, тел.  8(4752) 510000, E-mail: tschool36@yandex.ru

Основные цели преобразования образовательных бюджетных учреждений в автономные учреждения:

· Создание условий для финансово-хозяйственной самостоятельности и экономической мобильности.

· Повышение эффективности использования кадровых, материально-технических и финансовых ресурсов.

· Привлечение инвестиций и расширение источников финансирования текущей деятельности образовательных учреждений.

· Формирование системы четкого разграничения функций и полномочий между заказчиком, производителем и потребителями образовательных услуг.

· Усиление ответственности за конечные результаты деятельности бюджетного образовательного учреждения, повышение результативности и прозрачности финансирования сферы образования.

· Повышение доли внебюджетных доходов в консолидированном бюджете бюджетного образовательного учреждения.

Таким образом, переход в форму автономного учреждения дает возможность тем образовательным учреждениям, которые имеют существенные источники внебюджетных доходов, действовать более свободно, что может привести к повышению эффективности их деятельности, следовательно, и к улучшению финансового обеспечения образовательной деятельности таких учреждений за счет внебюджетных источников.

Основными критериями перевода бюджетного учреждения в автономное учреждение являются:

1. Высокая доля внебюджетных поступлений по оказываемым услугам (более 40%).

2. Возможность расширения спектра услуг, оказываемых за плату, не относящихся к государственным гарантиям.

3. Возможность привлечения грантовых и спонсорских средств на осуществление деятельности.

4. Возможность привлечения кадров более высокой квалификации для улучшения качества услуг.

5. Наличие реализуемых совместных проектов с работодателями в сфере профессионального образования.

6. Масштабы населенных пунктов (районов), на территории которых оказываются услуги.

7. Удельное соотношение количества образовательных учреждений к количеству населения (в том числе в разрезе образовательных учреждений по уровням).

8. Оптимальное соотношение бюджетных учреждений и автономных организаций или учреждений для населенных пунктов различных масштабов.

При этом Федеральным законом от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» установлено, что высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или местной администрацией муниципального образования могут определяться перечни государственных или муниципальных учреждений, тип которых не подлежит изменению. Таким образом, с учетом региональных особенностей, в субъекте Российской Федерации может быть установлен запрет на перевод в автономное учреждение образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общеобразовательных школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением, специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи и т.п., а также малокомплектных сельских и рассматриваемых в качестве таковых образовательных учреждений.

2). С целью обеспечения эффективности процесса перехода образовательных учреждений в образовательные автономные учреждения необходимо разработать и принять на уровне субъекта Российской Федерации необходимые нормативные правовые и методические акты, направленные на реализацию положений федерального законодательства с учетом региональной и отраслевой специфики.

К таким актам относятся:

- порядок определения видов особо ценного движимого имущества автономного учреждения;

- порядок осуществления функций и полномочий учредителя государственного (муниципального) автономного учреждения;

- порядок подготовки предложений о создании автономных учреждений путем изменения типа существующих государственных (муниципальных) учреждений;

- условия и порядок формирования задания учредителя государственному (муниципальному) автономному учреждению и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания;

- порядок создания бюджетного учреждения по решению учредителя государственного (муниципального) автономного учреждения путем изменения его типа;

- перечень государственных (муниципальных) учреждений, тип которых не подлежит изменению.

3). При принятии решения о переводе образовательного учреждения в форму автономного учреждения необходимо проводить оценку показателей текущей деятельности образовательного учреждения и будущей деятельности образовательного учреждения, а также достаточности имущества, которое планируется закрепить за автономным образовательным учреждением. При этом необходимо оценивать следующие показатели:

- сохранение целей деятельности и ведение образовательной деятельности создаваемым автономным образовательным учреждением;

- соотношение объемов образовательной деятельности и иных видов деятельности будущего образовательного автономного учреждения;

- доступность образовательных услуг, предоставляемых будущим образовательным автономным учреждением;

- сохранение качества образовательных услуг, предоставляемых будущим образовательным автономным учреждением;

- осуществление повышения квалификации (профессиональной переподготовки) педагогических работников;

- укомплектованность штата будущего образовательного автономного учреждения специалистами соответствующей квалификации в соответствии с установленными лицензионными требованиями, а также федеральными государственными образовательными стандартами или федеральными государственными требованиями;

- изменение размера средней заработной платы работников будущего образовательного автономного учреждения, которое обеспечивается за счет предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

- изменение общего объема доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности будущего образовательного автономного учреждения;

- достаточность обеспечения недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепляемым за образовательным автономным учреждением в соответствии с установленными лицензионными требованиями, а также федеральными государственными образовательными стандартами или федеральными государственными требованиями.

4) Исходя из специфики деятельности образовательных учреждений, в перечень видов особо ценного движимого имущества образовательных автономных учреждений попадет в основном малоценное имущество, именно оно необходимо для осуществления основной деятельности образовательного автономного учреждения (специальная мебель, доски, лабораторное оборудование, учебники).

Перечень видов особо ценного имущества целесообразно подразделить на имущество образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы, и имущество образовательных учреждений, реализующих профессиональные образовательные программы.

Второй раздел следует разграничить в зависимости от реализуемых направлений подготовки (специальностей), возможно деление в зависимости от уровня реализуемых профессиональных образовательных программ.

При этом из состава особо ценного движимого имущества образовательных автономных учреждений можно исключить движимое имущество, которое используется для осуществления административно-хозяйственной деятельности образовательного учреждения.

5). В состав расходов, учитываемых при расчете нормативов затрат на оказание образовательным учреждением услуг (в течение одного учебного года) физическим и/или юридическим лицам, могут быть включены:

- расходы на оплату труда научно-педагогического, инженерно-технического, административно-хозяйственного, производственного, учебно-вспомогательного, прочего обслуживающего персонала и охраны (далее - работников образовательного учреждения);

- расходы на начисления на оплату труда работников образовательного учреждения;

- расходы на оплату услуг связи;

- расходы, связанные с проведением производственной практики обучающихся, и командировочные расходы руководителей производственной практики;

- расходы, связанные с повышением квалификации педагогического персонала, и расходы на возмещение затрат, связанных со служебными командировками лиц, проходящих повышение квалификации за пределами места расположения образовательного учреждения;

- расходы, связанные со служебными командировками;

- расходы на выплату ежемесячных денежных компенсаций педагогическому персоналу на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями;

- расходы на формирование библиотечного фонда, издание учебно-методической литературы, раздаточных материалов, непосредственно связанных с предоставлением образовательной услуги;

- расходы на приобретение в учебных целях предметов снабжения и расходных материалов

Перечисленные расходы могут входить в состав норматива затрат на оказание образовательным учреждением услуг физическим и/или юридическим лицам, которые рассчитываются на основе годовых нормативных объемов в расчете на одного потребителя каждой категории, т.е. на одного обучающегося по уровням реализуемых в образовательном учреждении образовательных программ и по формам обучения (очная, очно-заочная, заочная и экстернат). Объемы финансирования по перечисленным расходам рассчитываются в пределах ассигнований, предусмотренных в соответствующем бюджете на очередной финансовый год и плановый период. При отсутствии нормативных требований по отдельным расходам объемы финансирования определяются по сложившемуся факту, а именно: как средневзвешенные значения за последние три года по выборке не менее чем 30% образовательных учреждений, перешедших в статус образовательного автономного учреждения.