Адрес муниципального автономного общеобразовательного учреждения  «Средняя общеобразовательная школа № 36»:   г. Тамбов, ул. Чичерина 30 «А», тел./факс: 8(4752) 510444, 8(4752)513181, тел.  8(4752) 510000, E-mail: tschool36@yandex.ru

Родительский университет

Ассоциация «Образование»  совместно с МАОУ СОШ № 36 при поддержке Фонда президентских грантов объявляет набор родителей и граждан возраста 55+, имеющих внуков-школьников, в Родительский университет. Его задача – дать методические и психолого-педагогические знания  родителям для оказания  квалифицированной помощи ребёнку в условиях дистанционного обучения.

В программе Родительского университета – презентация проекта «Создание основ комплексной системы родительского просвещения в Тамбовской области», поддержанного Фондом президентских грантов; анализ потребностей родителей и школьников в получении дополнительной методической помощи в условиях дистанционного обучения; освоение методики самостоятельного получения знаний по программе «Мама-репетитор»; анализ наиболее сложных тем по русскому языку (в том числе для подготовки к ЕГЭ); методика обучения написания сочинения и работы с художественным текстом;  социальное здоровье женщины-матери и женщины-бабушки; индивидуальное консультирование.

Слушатели получат 25 авторских методико-дидактический пособий по русскому языку и литературе с общим количеством иллюстраций и комментариев  800 единиц.

Занятия будут проходить дистанционно 3 раза в месяц (с 1 декабря 2020 г. по 30 апреля 2021 г.). При изменении эпидемиологической ситуации занятия могут проходить в очной форме.

 

Контакты: +7 9027 340 182 (руководитель проекта Сафонова Наталья Валентиновна)

+7 920 238 89 00 (куратор проекта Перовская  Надежда Юрьевна)

+7 920 491 75 81 (психолог проекта Абашина Вероника Владиславовна)

Аннотация. Ассоциация «Образование» реализует проект «Создание основ комплексной системы родительского просвещения в Тамбовской области». Его цель – создание основ методической помощи при дистанционном обучении в условиях чрезвычайных ситуаций.

Сроки реализации проекта: 1 ноября 2020 г. – 30 апреля 2021 г.

Количество занятий – 20 (3 раза в месяц + индивидуальное консультирование).

Форма занятий – очная и дистанционная.

Целевая аудитория: учителя-предметники, родители, в том числе имеющие детей с особенностями здоровья и проблемами воспитания; граждане возраста 55+, имеющие внуков; школьники.

Родительский университет даст базовые знания, как помочь ребёнку учиться в условиях самоизоляции, проведёт диагностику его знаний, определит потребности в родительской помощи. Родители и педагоги-предметники получат методические разработки по самым сложным темам русского языка и литературы, написанию сочинения, а также возможность индивидуальных консультаций и др.

Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.

 

ПЛАН


Тема

1.

Презентация Ассоциации «Образование». Презентация проекта «Создание основ комплексной системы родительского просвещения в Тамбовской области».

Специфика дистанционного обучения. Основные проблемы изучения гуманитарных предметов – русского языка, иностранного языка, литературы. Сложности при написании сочинения и методическая помощь

2.

Как помочь ребёнку учиться? Роль родительской поддержки при обучении школьника: проблемы и пути их решения.  (практические рекомендации и индивидуальное консультирование)

3.

Индивидуальная работа с родителями по оказанию помощи ребёнку в изучении русского языка, литературы, написании сочинения

4.

Метод визуализации (зрительного восприятия) как основа принципа работы методик «Мама-репетитор» и «Авторепетитор». Методические рекомендации. Методическая рассылка

5.

Как помочь ребёнку стать грамотным? Сложные темы русской орфографии. Авторская методика их усвоения: гласные в корнях слова (проверяемые ударением, непроверяемые ударением, чередующиеся в корнях). Методическая рассылка «Авторепетитор»

6.

Индивидуальная работа с родителями по оказанию помощи ребёнку в изучении русского языка, литературы, написании сочинения

7.

Сложные темы русской орфографии. Правописание гласных О/Ё После шипящих и Ц. Методические рекомендации. Методическая рассылка «Авторепетитор»

8.

Сложные темы русской орфографии. Как помочь ребёнку в изучении темы «Правописание Н/НН в разных частях речи»? Методика работы с дидактическим материалом. Методическая рассылка «Мама-репетитор»

9.

Индивидуальная работа с родителями по оказанию помощи ребёнку в изучении русского языка, литературы, написании сочинения

10.

Сложные темы русской орфографии. Как помочь ребёнку в изучении темы «Непроизносимые согласные»? Лингводидактический арсенал «Авторепетитора» (иллюстрированный словарь сложных слов)

11.

Почему наши дети не читают? Как помочь школьнику полюбить литературу? Обучение основам лингвистического анализа текста. Методическая рассылка одного произведения школьной программы. Методические рекомендации.

Индивидуальная работа с родителями по оказанию помощи ребёнку в изучении русского языка, литературы, написании сочинения

12.

Обучение методике самостоятельной работы с текстом

13.

Индивидуальная работа с родителями по оказанию помощи ребёнку в изучении русского языка, литературы, написании сочинения

14.

Методика лингвистического анализа текста и развитие устной речи школьника (анализ литературного текста по выбору слушателей)

15.

Методика лингвистического анализа текста и развитие устной речи школьника (анализ литературного текста по выбору слушателей): закрепление навыков работы

16.

Индивидуальная работа с родителями по оказанию помощи ребёнку в изучении русского языка, литературы, написании сочинения

17.

Просто ли написать сочинение? Методический анализ сочинения-рассуждения по заданному тексту

18.

Сочинение-сравнительная характеристика персонажей: методические приёмы успеха

19.

Анкетирование. Индивидуальная работа с родителями

20.

Анализ результатов анкетирования. Индивидуальная работа с родителями

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЛЕКТОРИЙ

Аннотация. Психологический лекторий призван сформировать психолого-педагогические компетенции родителей и граждан возраста 55+, имеющий внуков-школьников,  для улучшения семейного микроклимата и воспитания в ребёнке гражданской ответственности.

В его программе – получение  базовых знаний по возрастной психологии, основам семейной терапии,  пропаганда здорового образа жизни среди школьников, профилактика их асоциального поведения (интернет-зависимость, опасные сайты соцсетей;  алко-, нарко-, табакозависимости,  первые признаки их проявления); индивидуальная работа психолога (в том числе клинического) и др.

Работа клинического психолога окажет существенную помощь родителям с детьми, имеющими особенности здоровья. Социальный эффект будет получен за счёт общедоступности психологической помощи и искоренения расхожего убеждения, что она (помощь) является элитарной формой социально-медицинской поддержки.

Важное направление работы – популяризация идеи родительского просвещения через интернет-ресурсы и СМИ.

Десять занятий будут проходить дистанционно 2 раза в месяц (с 1 декабря 2020 г. по 30 апреля 2021 г.). При изменении эпидемиологической ситуации занятия могут проходить в очной форме.

 

ПЛАН


1.

Презентация Ассоциации «Образование». Презентация проекта «Создание основ комплексной системы родительского просвещения в Тамбовской области».

Состояние здоровья детей по данным ВОЗ. Проблемы здоровья школьников Тамбовской области (по данным официальных источников). Здоровьесберегающая педагогика и психология – школьникам.

Анкетирование. Выявление проблем целевой аудитории, их обсуждение и решение.

Организационные вопросы.

2.

Основы семейной психологии: формирование неконфликтной среды

Эстетические стандарты молодёжной субкультуры и их проблемы: проблема веса (избыточность вследствие неправильного питания) и анерексия как фактор «красоты»; татуировки (истоки и современность); образы фриков: «готы», «эмо», металлисты, скинхеды; современный  гламур и др.

3.

Обсуждение проблем целевой аудитории. Практические рекомендации.

4.

Психологические основы религиозной безопасности. Основные религии Тамбовской области и конфессиональная толерантность. Опасные секты: особенности, проявления деятельности, первые признаки опасности, меры борьбы.

Обсуждение проблем целевой аудитории. Практические рекомендации.

5.

Безопасность в виртуальном пространстве – основа здоровья школьника. Анализ состояния соцсетей школьников Тамбовской области: круг общения, ценности, средства выражения.

Опасные сайты («Кит» и др.). Профилактика суицидальных синдромов, ранние признаки  опасности, меры профилактики и борьбы.

Этика виртуального (компьютерного) пространства.

6.

Обсуждение проблем целевой аудитории.

7.

Агрессивное поведение ребёнка: причины, формы проявления, коррекция. Обсуждение результатов. Практические рекомендации.

8.

Профилактика употребления психоактивных веществ (ПАФ): первые признаки проявления, основные этапы заболевания и клиническая помощь при них.

Профилактика наркозависимости: первые признаки и меры борьбы;

Работа клинического психолога с целевой аудиторией: обсуждение проблем целевой аудитории. Практические рекомендации.

9.

Суицид, его опасность для детской и молодёжной среды.  Причины-провокаторы: интернет-зависимость («Синий кит» и др.); отношения с родителями, неудачи в школе; проблемы межличностных отношений и др. Первые симптомы и коррекция ситуации.

Работа клинического психолога с суицидальными наклонностями молодёжи

10.

Обсуждение проблем целевой аудитории. Практические рекомендации.



 

 

 

 

РОДИТЕЛЬСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ – ПУТЬ  К УСПЕХУ РЕБЁНКА

Одной из проблем современной образовательной системы является конфликт  интересов родителей и школы. Родители считают, что школа обязана воспитать их ребёнка и дать ему хорошее образование. Однако методология современной школы направлена на самостоятельное получение школьниками знаний, отводя учителю роль наставника-консультанта. Эта позиция современна, но несвоевременна  в виду отсутствия методики и механизмов приобретения этих знаний.

В сложившейся ситуации необходимо создание системы родительского просвещения, которая на сегодняшний день отсутствует. Родители не владеют предметными и психолого-педагогическими знаниями для оказания помощи ребёнку-школьнику, ведь современные родители – это в основном дети 90-х, когда каждый выживал по-своему, в том числе и образование.

Ассоциация «Образование» в 2019 году методом сплошной выборки провела мониторинг родительских потребностей в получении знаний для поддержки образовательного и воспитательного процесса ребёнка. Оказалось, что из 127 родителей, в том числе бабушек и дедушек, 78%  готовы  повысить свой уровень компетенций и имеют возможность, 12% хотели бы, но не располагают временем, 6% затруднились ответить и 4% – не считают нужным.

С учётом коррекции эту пропорцию можно транслировать на весь родительский контингент. По данным Росстата, в настоящее время количество учащихся средней школы в Тамбовской области – около 94000 человек, в дошкольных учреждениях – более 48000 детей.

С появлением в нашей жизни пандемии и переходом школьников на дистанционное бучение ситуация резко обострилась. Школьникам потребовалась дополнительная помощь родителей.

В рамках проекта «Создание основ комплексной системы родительского просвещения в Тамбовской области», реализуемого с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов, было проведено анкетирование школьников. Его цель – выявить актуальность родительского просвещения для  поддержки  школьников в условиях дистанционного обучения и чрезвычайных ситуаций.

Анонимными респондентами стали  100 учеников  шестых и седьмых классов г. Тамбова. Четырнадцать вопросов анкеты были составлены таким образом, что в объективности результатов можно не сомневаться.

На вопрос «Появились ли у Вас трудности в период дистанционного обучения» 24% ответили положительно, 14% затруднились ответить, и у 62% всё осталось по-прежнему.  При этом 70% школьников отметили, что учиться дистанционно легче, а 30% предпочитают получать знания в школе.

Родителям следует обратить внимание на то, что больше половины детей  лишь иногда рассказывают о школе (51%) или не рассказывают никогда (2%). И только 47%  респондентов ответили, что очень часто делятся впечатлениями  о жизни школы.

Пришедшая в нашу жизнь пандемия привнесла и принцип «нет худа без добра». Если раньше родители жаловались, что дети с нежеланием идут в школу, да и сами  школьники этого не отрицали, то сейчас, согласно данным  анкетирования, 45% больше нравится процесс обучения в школе, нежели подготовка домашних заданий (55%). Задача образовательной системы в том, чтобы изменять эту пропорцию в пользу первого показателя.

Как же наши дети выполняют домашние задания? Какие ресурсы используют? Большинство респондентов (ученики шестых-седьмых классов) ответили, что всегда самостоятельно выполняют домашние задания (70%), иногда выполняют самостоятельно – 26%,  постоянную помощь в подготовке уроков получают 4% опрошенных. Таким образом, 30% учеников среднего звена зависят в обучении от помощи взрослых.

А кто же эти взрослые? 65%  этого бремени несут на себе родители, 7% – бабушки и дедушки, 11%  – школьные учителя. Увы, уже в среднем звене школы 17%  учеников  (почти каждый пятый!) занимаются с репетиторами.

В семье ответственность за обучение ребенка  традиционно несёт мать. На вопрос «Кто из родителей больше занимается с Вами подготовкой уроков?» 67%

школьников ответили «мама», 33%  –  «папа». К сожалению, у многих родителей нет специальных методических знаний,  и фраза «я сам(а) знаю, а объяснить не могу» типична в родительской среде.

Анкетирование выявило важную социальную проблему – роль бабушек и дедушек в воспитании внуков. Традиционно старшему поколению отводится хозяйственная роль по уходу за ребенком – накормить, проводить в школу, отвести в секцию/на кружок и т.д. А между тем  21% школьников ответили положительно на вопрос: «Хотели бы Вы, чтобы бабушка или дедушка учили с Вами уроки?». Это каждый пятый, так что родителям есть над чем задуматься!

При подготовке домашних заданий 75% школьников получают помощь от родителей, когда просят об этом; систематическую помощь получают 12% школьников; никогда никто не помогает 13% респондентов. Почему же? Нет необходимости, так как ребенок справляется самостоятельно? А может, и помочь-то некому, а надо!

Какие же предметы вызывают наибольшие трудности при подготовке домашнего задания. Традиционно это математика – алгебра (52%) и геометрия – 25%, рекордные 77%! Соперничать с математикой может только русский язык  и литература –  71%. При этом показатели распределились таким образом: получают помощь в написании сочинения 41% респондентов,   в подготовке уроков по русскому языку – 23%, по литературе – 7%. Далее следуют история (14%), география –  13%, физика – 12%, биология – 8%.

По мнению респондентов, дополнительные занятия им нужны по математике (41%), подготовке к сочинению  (33%), иностранному языку  (22%), физике  (13%), химии (5%).

Таким образом, очевидна проблема  методической поддержки школьников при подготовке уроков. Создание базового модуля родительского просвещения, разработка методологии и методико-дидактической базы, их апробация помогут родителям, заинтересованным в гармоничном развитии ребёнка, оказывать ему грамотную помощь в учёбе и грамотно его воспитывать. Это улучшит микроклимат в семье и социальную обстановку в обществе.

 

- Результаты анкетирования по выявлению актуальности родительского просвещения и поддержки школьников в условиях дистанционного обучения